Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Пуховичского райисполкома
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"ПЕРЕЖИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМ. А.Е.ГУРИНОВИЧА"
По источникам знаний:
По степени взаимодействия учителя и учащихся:
В зависимости от конкретных дидактических задач:
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе:
По принципу расчленения или соединения знаний:
По характеру движения мысли от незнания к знанию:
Чрезвычайно собой довольные, они устрашают робкую стаю ребятишек своим грозным видом и голосом; …они…глохнут от криков.
Э.Роттердамский «Похвала человеческой глупости»
Причины шума на уроке:
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок.
1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
Структура урока изучения нового материала:
1. Орг. момент.
2. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.
3. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.
4. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.
5. Сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, смысловая группировка и т.п.).
6. Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.
7. Контроль результатов первичного запоминания.
8. Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями.
9. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.
10. Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
11. Задание на дом.
12. Итог урока.
Структура урока формирования умений и навыков:
1. Орг. момент.
2. Повторение сформированных умений и навыков (опорных).
3. Проведение проверочных упражнений.
4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.
5. Упражнения на их освоение.
6. Упражнения на их закрепление.
7. Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.
8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию.
9. Упражнения творческого характера.
10. Задание на дом.
11. Итог урока.
Структура урока закрепления:
1. Орг. момент.
2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.
4. Проверка выполнения работ.
5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
6. Задание на дом (если это необходимо).
7. Итог урока.
Структура урока повторения:
1. Орг. момент.
2. Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач.
3. Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной)1.
4. Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке.
5. Задание на дом.
6. Итог урока.
Структура урока проверки знаний:
1. Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала.
2. Постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими при выполнении работы. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы.
3. Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
4. Подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок).
5. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура повторительно-обобщающего урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока.
3. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.
4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).
5. Формулирование выводов по изученному материалу.
6. Оценка результатов урока.
7. Подведение итогов.
8. Задание на дом (не всегда).
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
1. Организация начала урока.
2. Сообщение темы урока и его задач.
3. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.
4. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии.
5. Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях.
6. Творческое применение знаний и умений.
7. Упражнение по отработке навыков.
8. Домашнее задание.
9. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. Системы уроков учителей-новаторов
Дидактические требования к современному уроку:
Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
Стиль урока:
Особенности самоорганизации учителя:
Организация познавательной деятельности учащихся:
Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
Закрепление результатов работы:
Организованность учащихся:
Учет возрастных особенностей учащихся:
Гигиенические требования к уроку:
Требования к технике проведения урока:
Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника!
свернуть