Молодым специалистам

Классификация методов обучения

развернуть

 

По источникам знаний:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические.

По степени взаимодействия учителя и учащихся:

  • изложение,
  • беседа,
  • самостоятельная работа.

В зависимости от конкретных дидактических задач:

  • подготовка к восприятию,
  • объяснение,
  • закрепление материала и тд.

По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • проблемный,
  • частично-поисковый,
  • исследовательский.

По принципу расчленения или соединения знаний:

  • аналитический,
  • синтетический,
  • сравнительный,
  • обобщающий,
  • классификационный.

По характеру движения мысли от незнания к знанию:

  • индуктивный,
  • дедуктивный,
  • продуктивный.
свернуть

Поведение учителя в «шумной ситуации"

развернуть

 

  • Запись в дневник
  • Заставляют стоять наиболее «шумных»
  • Повышают голос
  • Оскорбляют учащихся
  • «Фиксируют» взглядом источник шума и держат паузу
  • Стучат указкой по столу, и т.д.
  • Пугают тем, что вызовут родителей

 

Чрезвычайно собой довольные, они устрашают робкую стаю ребятишек своим грозным видом и голосом; …они…глохнут от криков.

                                     Э.Роттердамский «Похвала человеческой глупости»

 

 

Причины шума на уроке:

  • Использование на уроке непонятных школьникам материалов. При неоднократном упоминании незнакомых понятий шум гарантирован.
  • Нечеткая формулировка заданий. Планируя занятие, нужно четко просчитать реакцию учащихся на него.
  • Нет выхода накопившейся энергии. Возможны различные варианты: физкульминутки, интеллектуальная игра, поговорить о чем-то постороннем, рассказать интересную историю…Опытный учитель свяжет разминку с темой занятия
  • Нет логико-смысловых переходов. Человеческое восприятие целостно и непрерывно: мы не любим, когда что-то обрывается, остается непонятным. Бывает такая ситуация, когда появляется что-то новое. Это вызывает у детей психическое напряжение, воспринимается негативно. Те, кому тяжело держать себя в руках, реагируют на такие ситуации посторонними разговорами.
  • Эмоции предыдущих уроков (трудная контрольная работа, конфликт с преподавателем, ссоры и т.д.). Если учитель проигнорирует эти эмоции, то проблемы с дисциплиной гарантированы. Решение проблемы: прогнозы по теме урока, описание учениками своих ощущений и т.д., вызов «проблемных» к доске
  • Личностные проблемы учащихся. Это самая сложная причина, так как проблема коренится не в уроке, а в личности ученика. Психолог Р. Дрейкурс назвал четыре личностные цели плохого поведения: стремление привлечь к себе внимание взрослого, стремление самоутвердиться (проявить силу), желание отомстить (либо конкретному учителю, либо всему взрослому миру) и побороть скуку. Первые три причины невозможно нейтрализовать на отдельном уроке: нужно терпение и выдержка.
  • Неприемлемый темп ведения занятия (слишком быстрый или слишком медленный). Ученики не вписываются в темп учителя. Очень сложно исправить, так как это связано с особенностями нервной системы учителя, но учитель может сознательно компенсировать свои недостатки, используя такие формы работы, в которых его личностные качества проявляются не столь сильно.
  • Слишком много назидательности. Эффективность нравоучений близка к нулю со стороны детей. Можно лишь напомнить, что давая другим советы нравственного плана, мы всегда даем советы самим себе. У кого что болит…
  • Монолог учителя. Речь учителя не должна превышать совокупную роль учеников. Длительную монологическую речь мы воспринимаем с трудом.
свернуть

Рекомендации молодому учителю по подготовке к уроку

развернуть

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

  • четко определить и сформулировать для себя его тему;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

    2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

    3. Спланировать учебный материал

    Для этого надо:
    Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

    Подобрать учебные задания, целью которых является:
  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.

    Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;
  • задания, способствующие закреплению материала учеником.

    4. Продумать "изюминку" урока.

    Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

    5. Сгруппировать отобранный учебный материал.

    Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
    Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

    6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля.

    При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

    7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

    8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

    9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
  • формальную;
  • содержательную;
  • аналитическую.

    Формальная часть выглядит так:

    Урок N __________

    Тема:____________

    Цель:____________

    Задачи: обучающие:_____________

    развивающие:__________________

    воспитывающие:_______________

    Оборудование:________________
    ______________________________

    Последовательность отдельных этапов урока.

    Содержательная часть - состоит из двух частей:

    1. тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

    2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так :

    что делают: Ученики, Учитель
    этап урока

    Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.
свернуть

Рекомендации учителю

развернуть

 Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

  • Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
  • Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
  • Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
  • Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
  • Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
  • Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
  • Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
  • Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
  • Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
  • Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
  • Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
  • Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
  • Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
  • Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
  • Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
  • В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
  • Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
  • Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
  • Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.
  • Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.
свернуть

ТИПЫ УРОКОВ И ИХ СТРУКТУРА

развернуть

Структура урока изучения нового материала: 
1. Орг. момент. 
2. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся. 
3. Указание на то, что учащиеся должны запомнить. 
4. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти. 
5. Сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, смысловая группировка и т.п.). 
6. Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов. 
7. Контроль результатов первичного запоминания. 
8. Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями. 
9. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых. 
10. Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения. 
11. Задание на дом. 
12. Итог урока. 
  

Структура урока формирования умений и навыков: 
1. Орг. момент. 
2. Повторение сформированных умений и навыков (опорных). 
3. Проведение проверочных упражнений. 
4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования. 
5. Упражнения на их освоение. 
6. Упражнения на их закрепление. 
7. Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции. 
8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию. 
9. Упражнения творческого характера. 
10. Задание на дом. 
11. Итог урока. 

     Структура урока закрепления: 
1. Орг. момент. 
2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий. 
3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений. 
4. Проверка выполнения работ. 
5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 
6. Задание на дом (если это необходимо). 
7. Итог урока. 
  

Структура урока повторения: 
1. Орг. момент. 
2. Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач. 
3. Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной)1. 
4. Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке. 
5. Задание на дом. 
6. Итог урока. 

   Структура урока проверки знаний: 
1. Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала. 
2. Постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими при выполнении работы. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы. 
3. Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика. 
4. Подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок). 
5. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений. 

   Структура повторительно-обобщающего урока: 
1. Организационный момент. 
2. Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока. 
3. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений. 
4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости). 
5. Формулирование выводов по изученному материалу. 
6. Оценка результатов урока. 
7. Подведение итогов. 
8. Задание на дом (не всегда). 

Структура урока применения знаний, умений и навыков: 
1. Организация начала урока. 
2. Сообщение темы урока и его задач. 
3. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений. 
4. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии. 
5. Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях. 
6. Творческое применение знаний и умений. 
7. Упражнение по отработке навыков. 
8. Домашнее задание. 
9. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. Системы уроков учителей-новаторов

свернуть

Требования к современному уроку

развернуть

Дидактические требования к современному уроку:

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; 
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

  • Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  • Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  • Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

  • Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения: соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
  • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
  • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
  • выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
  • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
  • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

Особенности самоорганизации учителя:

  • подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
  • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
  • педагогический такт (случаи проявления);
  • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

  • Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся: планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
  • использование установок в форме убеждения, внушения;
  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
  • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

  • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
  • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
  • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
  • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

Закрепление результатов работы:

  • формирование навыков путем упражнений;
  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

  • отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
  • возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  • планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  • проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  • дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

  • температурный режим;
  • физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  • освещение;
  • предупреждение утомления и переутомления;
  • чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  • своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  • соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  • соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

  • урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  • темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  • необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  • доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  • по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
  • обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника!

свернуть
поделиться в: