Расписание

Расписание звонков

развернуть

График проведения ОПТ

развернуть

скачать график на 1 полугодие

скачать график на 2 полугодие

 

Методические  рекомендации

по обеспечению системной организации общественно полезного труда

учащихся 5‑11 классов учреждений общего среднего образования

   Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования является  важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.

Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:

культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;

интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;

трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.

  Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:

взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;

оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;

использование разнообразных видов общественно полезного труда.

  Основные виды общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования:

самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);

изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);

уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);

охрана окружающей среды;

благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);

уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;

оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.

  В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.

 Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.

 Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.

Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:

подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);

инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;

выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;

сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.  

 В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬот 27 декабря 2012 г. № 206 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов

(в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63,

от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35)

П.121. ГЛАВА 9.

Учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:

25 минут в учебную неделю в 1–2-х классах;

45 минут в учебную неделю в 3–4-х классах;

одного часа в школьную неделю в 5–8-х классах;

1 часа 30 минут в школьную неделю в 9–11-х классах.

В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:

самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1–2-го классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3-го класса; уборка территории – с 5-го класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с 7-го класса; влажная уборка учебного помещения – с 8-го класса;

собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3–11-х классов;

ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3–11-х классов;

благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5–11-х классов;

изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5–11-х классов;

ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8–11-х классов.

Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии:

со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 «Аб Спісе работ, на якіхзабараняеццапрымяненнепрацыасобмаладзейвасемнаццацігадоў»;

с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875);

с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 274, 8/22916).

Также запрещается привлекать учащихся:

к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;

к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;

к мытью полов учащимися младше 14 лет;

к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.

 

Методические рекомендации

по организации общественно полезного труда

по направлению ”Растениеводство“

для учащихся V-ХI классов общебразовательных учреждений

Общественно полезный труд учащихся – составная часть образовательного процесса, важнейшее средство трудового воспитания и всестороннего развития учащихся. Его основной задачей является формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и природе.

Общественно полезный труд по направлению ”Растениеводство“ организуется за счет часов, выделяемых на проведение факультативных занятий, – 1 учебный час в неделю в V–VІІІ классах и 2 учебных часа в неделю в ІХ–ХІ классах.

Занятия общественно полезным трудом учащихся во внеурочное время должны проводиться не ранее чем через 30 мин. после окончания уроков.

Все виды общественно полезного труда должны быть организованы в соответствии с гигиеническими требованиями, требованиями техники безопасности и выполняться в соответствующей конкретным погодным условиям (в жаркие солнечные дни – наличие светлых головных уборов) и не затрудняющей движений специальной одежде.

При организации работы следует руководствоваться постановлением Министерства труда Республики Беларусь ”О нормах подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет“ от 18 декабря 1997 г. № 116, в соответствии с которым:

Пол

Возраст (лет)

Масса поднимаемого и перемещаемого груза (кг)

женский

14

3

15

4

16

5

17

6

мужской

14

6

15

7

16

10

17

12

При перемещении грузов на тележках и вручную прилагаемое усилие не должно превышать силу тяжести при подъеме максимально допустимого груза в соответствии с возрастом учащихся. Расстояние, на которое перемещается груз вручную, не должно превышать 5 м; высота подъема груза с пола ограничивается 1 м, а с рабочей поверхности (стол и др.) – 0,5 м.

Используемый при работе инвентарь (лопаты, лейки, грабли и другое) должен соответствовать физическим возможностям учащихся.

Перед началом работ следует провести инструктаж учащихся по мерам безопасности при выполнении работ, обратив внимание на следующее:

- при работе с использованием сельскохозяйственного инвентаря необходимо соблюдать осторожность: переносить его только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и на своих товарищей;

- при очистке почвы от посторонних предметов (камней, осколков стекла, кусков металла и прочего) использовать лопаты, грабли и другой инвентарь;

- при прополке работать только в перчатках;

- при выходе из строя сельскохозяйственного инвентаря или его затуплении прекратить работу и сообщить об этом учителю;

- при получении травмы немедленно сообщить об этом учителю;

- во избежание заражения желудочно-кишечными инфекциями не употреблять немытые корнеплоды, овощи, фрукты и ягоды;

- после окончания работы очистить и сдать на хранение сельскохозяйственный инвентарь, тщательно вымыть руки с мылом.

Во время работы учащихся на пришкольном участке обязательно наличие у педагога укомплектованной аптечки.

Формы организации общественно полезного труда учащихся могут быть различными и зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста школьников. Основной является коллективная (бригадная) форма. Трудовые задания учащимся, участвующим в общественно полезном труде, целесообразно устанавливать с учетом их возраста, пола, условий работы и по согласованию с медицинскими работниками.

Виды работ на пришкольном участке и количество часов на их выполнение являются примерными. Учитель имеет право на корректировку с учетом погодных условий и особенностей ухода за растениями, выращиваемыми на пришкольном участке.

V класс

I четверть

Виды работ на пришкольном участке в осенний период. Правила безопасности при работе на пришкольном участке. Виды комнатных растений и особенности ухода за ними.

Проводимые работы:

  • уход за комнатными растениями (2 часа);
  • сбор семян цветочно-декоративных растений на пришкольном участке (2 часа);
  • сбор плодово-ягодных культур (2 часа);
  • пересадка многолетних цветочных культур (на зиму) в цветочные горшки (1 час);
  • уборка опавшей листвы (1 час).

II четверть

Виды работ на пришкольном участке в осенне-зимний период. Правила безопасности при работе на пришкольном участке. Особенности ухода за комнатными растениями в зимний период.

Проводимые работы:

  • уход за комнатными растениями (4 часа);
  • уборка опавшей листвы (3 часа);
  • проверка на всхожесть семян цветочных культур (1 час).

III четверть

Особенности ухода за комнатными растениями в весенний период. Правила безопасности при работе.

Проводимые работы:

  • выгонка лука на зелень; уборка урожая лука (3 часа);
  • уход за комнатными растениями: полив, подкормка, опрыскивание, удаление засохших и отмирающих листьев и соцветий (4 часа);
  • посев семян цветочных культур на рассаду (2 часа);
  • посадка и пересадка комнатных растений (2 часа).

IV четверть

Виды работ на пришкольном участке в весенний период. Правила безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • уход за комнатными растениями (2 часа);
  • уход за рассадой (2 часа);
  • посев на рассаду семян огурца, кабачка, патиссона, тыквы (2 часа);
  • уход за высаженными и высеянными культурами в открытом грунте: прополка, рыхление (2 часа).

VI класс

I четверть

Виды работ на пришкольном участке в осенний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • уборка урожая овощей и корнеплодов (4 часа);
  • удаление растительных остатков с пришкольного участка (2 часа);
  • уборка опавшей листвы (2 часа).

II четверть

Виды работ на пришкольном участке в осенне-зимний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • отбор и закладка на хранение семенного материала овощных культур (2 часа);
  • уборка опавшей листвы (2 часа);
  • проверка сохранности корневищ (1 час);
  • проверка состояния семян цветочных культур (1 час);
  • проверка на всхожесть семян цветочных культур (2 часа).

III четверть

Виды работ на пришкольном участке в зимне-весенний период. Правила безопасности при работе.

Проводимые работы:

  • выгонка луковичных цветов (гиацинты, нарциссы, тюльпаны и другие) (3 часа);
  • уход за рассадой (3 часа);
  • весенняя обработка почвы (3 часа);
  • размножение комнатных растений делением, стеблевыми и листовыми черенками (2 часа).

IV четверть

Виды работ на пришкольном участке в весенний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • снятие укрытий с многолетних цветочных культур (1 час);
  • высев холодостойких однолетних цветов и декоративных злаков в открытый грунт (2 часа);
  • высадка лука севком и чеснока зубками (1 час);
  • уход за высаженными и высеянными культурами в открытом грунте: прополка, рыхление (4 часа).

VII класс

I четверть

Виды работ на пришкольном участке в осенний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • уборка урожая овощей и корнеплодов, плодово-ягодных культур (4 часа);
  • выкапывание на зиму гладиолусов, георгин, бегоний (1 час);
  • удаление растительных остатков с пришкольного участка (1 час);
  • осенняя перекопка почвы (1 час);
  • уборка опавшей листвы (1 час).

II четверть

Виды работ на пришкольном участке в осенне-зимний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • отбор и закладка на хранение семенного материала овощных культур (2 часа);
  • уборка опавшей листвы (2 часа);
  • проверка сохранности корневищ, черенков, подвоев (1 час);
  • проверка состояния семян овощей (1 час);
  • проверка на всхожесть семян овощей (2 часа).

III четверть

Виды работ на пришкольном участке в зимне-весенний период. Правила безопасности при работе.

Проводимые работы:

  • уход за растениями в теплице (2 часа);
  • переборка овощных культур в школьном подвале (погребе): картофеля, моркови, свеклы, лука (2 часа);
  • проверка на всхожесть семян цветочных и овощных культур (2 часа);
  • проведение работ по выгонке корневищ петрушки и сельдерея (2 час);
  • посев семян цветочных культур для рассады (2 часа);
  • пикировка рассады (1 час).

IV четверть

Виды работ на пришкольном участке в весенний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • раскладка корнеклубней георгин для яровизации (1 час);
  • посев семян однолетних цветочных культур (1 час);
  • уход за рассадой (1 час);
  • проведение работ по изготовлению опоры для гороха, вьющейся фасоли (1 час);
  • посев на рассаду семян огурца, кабачка, патиссона, тыквы (2 часа);
  • сбор урожая лука-пырея, щавеля, редиса, салата (1 час);
  • уход за всеми высаженными и высеянными культурами в открытом грунте: прополка, рыхление (1 час).

VIII класс

I четверть

Виды работ на пришкольном участке в осенний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • уборка урожая овощей и корнеплодов (1 час);
  • посадка озимого чеснока (1 час);
  • закладка на хранение клубней картофеля, корнеплодов (1 час);
  • обработка отплодоносившей земляники, удаление засохших побегов, листьев, закладка новых земляничных плантаций (1 час);
  • удаление растительных остатков с пришкольного участка (1 час);
  • осенняя перекопка почвы (2 часа);
  • уборка опавшей листвы (1 час).

II четверть

Виды работ на пришкольном участке в осенне-зимний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • подготовка выгоночных луковичных культур (2 часа);
  • подготовка газона к зиме (3 часа);
  • контроль за клубнями картофеля в овощехранилищах (1 час);
  • уборка опавшей листвы (2 часа).

III четверть

Виды работ на пришкольном участке в зимне-весенний период. Правила безопасности при работе.

Проводимые работы:

  • уход за растениями в теплице (2 часа);
  • переборка овощных культур в школьном подвале (погребе): картофеля, моркови, свеклы, лука (2 часа);
  • уход за первоцветами (2 часа);
  • черенкование цветочных многолетников (2 час);
  • посев на рассаду овощных культур (2 часа);
  • пикировка рассады (1 час).

IV четверть

Виды работ на пришкольном участке в весенний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • высадка гладиолусов в открытый грунт (1 час);
  • посев семян однолетних цветочных культур (1 час);
  • уход за рассадой (1 час);
  • посев фасоли, гороха (1 час);
  • посев на рассаду семян огурца, кабачка, патиссона, тыквы (1 час);
  • сбор урожая лука-пырея, щавеля, редиса, салата (1 час)
  • уход за всеми высаженными и высеянными культурами в открытом грунте: прополка, рыхление (2часа).

IХ класс

I четверть

Виды работ на пришкольном участке в осенний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • уборка урожая овощей и корнеплодов (2 часа);
  • закладка на хранение клубней картофеля, корнеплодов (2 часа);
  • санитарная обрезка плодовых и декоративных деревьев и кустарников (2 часа);
  • заготовка почвенных смесей для зимней выгонки и выращивания рассады весной (2 часа);
  • осенняя перекопка почвы (3 часа);
  • подготовка почвы к подзимнему посеву (2 часа);
  • уборка опавшей листвы (3 часа);

II четверть

Виды работ на пришкольном участке в осенне-зимний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • подготовка деревьев и кустарников к зиме (4 часа);
  • подготовка газона к зиме (4часа);
  • уборка опавшей листвы (4 часа);
  • ремонт сельскохозяйственного инструмента (4 часа).

III четверть

Виды работ на пришкольном участке в зимне-весенний период. Правила безопасности при работе.

Проводимые работы:

  • проведение снегозадерживающих мероприятий на пришкольном участке (на земляничных грядках, клумбах, газонах) (4 часа);
  • подготовка земельного субстрата для выращивания рассады (4 часа);
  • осмотр плодовых деревьев и прикопанных саженцев после перезимовки (2 часа);
  • закладка клубней картофеля на проращивание (2 часа);
  • уход за растениями в теплице (4 часа);
  • посев рассады овощных культур (4 часа);
  • пикировка рассады (2 часа).

IV четверть

Виды работ на пришкольном участке в весенний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • подготовка почвы к посадкам (2 часа);
  • обработка стволов деревьев (2 часа);
  • разбивка делянок под овощные культуры (2 часа);
  • посадка картофеля (2 часа);
  • высадка в грунт рассады (2 часа);
  • прореживание всходов моркови и свеклы (2 часа);
  • размножение зелеными черенками и отводками ягодных и декоративных кустарников, цветочных и овощных травянистых многолетников (2 часа);
  • уход за всеми высаженными и высеянными культурами в открытом грунте: прополка, рыхление, полив (2 часа).

Х класс

I четверть

Виды работ на пришкольном участке в осенний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • посадка и пересадка плодовых и декоративных кустарников (2 часа);
  • уборка урожая овощей и корнеплодов (3 часа);
  • закладка на хранение клубней картофеля, корнеплодов (2 часа);
  • санитарная обрезка плодовых и декоративных деревьев и кустарников (2 часа);
  • заготовка для выгонки весной корнеплодов петрушки, ревеня, сельдерея (2 часа);
  • подготовка почвы к подзимнему посеву (2 часа);
  • очистка газонов, садов, участка от растительных остатков и опавшей листвы (3 часа).

II четверть

Виды работ на пришкольном участке в осенне-зимний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • подготовка деревьев и кустарников к зиме (2 часа);
  • подготовка газона к зиме (4 часа);
  • уборка опавшей листвы (4 часа);
  • задержка снега у многолетников (2 часа);
  • ремонт парников, парниковых рам (4 часа).

III четверть

Виды работ на пришкольном участке в зимне-весенний период. Правила безопасности при работе.

Проводимые работы:

  • проведение снегозадерживающих мероприятий на пришкольном участке (на земляничных грядках, клумбах, газонах) (4 часа);
  • заготовка черенков древесных растений для весенней прививки (4 часа);
  • проращивание клубнелуковиц гладиолусов и монтбреций (2 часа);
  • уход за растениями в теплице (4 часа);
  • высев в пленочных теплицах и парниках редиса, салата, лука (4 часа);
  • пикировка рассады (4 часа).

IV четверть

Виды работ на пришкольном участке в весенний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • подготовка почвы к посадкам (2 часа);
  • высадка рассады цветочных культур (2 часа);
  • обработка стволов деревьев (2 часа);
  • прореживание всходов моркови и свеклы (2 часа);
  • создание цветочных композиций на клумбах (2 часа);
  • высадка рассады овощных культур в открытый грунт (2 часа);
  • подготовка парника и рассадника к посеву (2 часа);
  • уход за всеми высаженными и высеянными культурами в открытом грунте: прополка, рыхление, полив. (2 часа).

ХI класс

I четверть

Виды работ на пришкольном участке в осенний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • посев в теплицах, парниках зерновых культур (2 часа);
  • посадка и пересадка плодовых и декоративных кустарников (2 часа);
  • уборка урожая овощей и корнеплодов (2 часа);
  • закладка на хранение клубней картофеля, корнеплодов (2 часа);
  • укрытие на зиму многолетних цветов (2 часа);
  • осенняя перекопка почвы (3 часа);
  • очистка газонов, садов, участка от растительных остатков и опавшей листвы (3 часа).

II четверть

Виды работ на пришкольном участке в осенне-зимний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • подготовка деревьев и кустарников к зиме (2 часа);
  • уборка опавшей листвы (4 часа);
  • изготовление ящиков для рассады (6 часов);
  • ремонт парников, парниковых рам (4 часа).

III четверть

Виды работ на пришкольном участке в зимне-весенний период. Правила безопасности при работе.

Проводимые работы:

  • уплотнение снежного покрова вокруг плодовых деревьев, задержание снега (4 часа);
  • заготовка черенков древесных растений для весенней прививки (2 часа);
  • обрезка деревьев и кустарников (3 часа);
  • уход за растениями в теплице (6 часа);
  • высев в пленочных теплицах и парниках редиса, салата, лука (4 часа);
  • пикировка рассады (3 часа).

IV четверть

Виды работ на пришкольном участке в весенний период. Правила личной гигиены и безопасности при работе на пришкольном участке.

Проводимые работы:

  • подготовка парника и рассадника к посеву (2 часа);
  • подготовка почвы к посадкам (2 часа);
  • высадка рассады овощных культур в открытый грунт (2 часа);
  • разбивка цветочных клумб и подготовка их к высадке растений (3 часа);
  • создание цветочных композиций на клумбах (3 часа);
  • уход за газоном (2 часа);
  • уход за всеми высаженными и высеянными культурами в открытом грунте: прореживание, рыхление, полив. (2 часа).

Литература

  1. Абрамов, В.Ф. Краткий справочник овощевода и садовода / В.Ф.Абрамов - М.: ИнтерАрт, 2002. - 144 с.
  2. Абрамова, В. Выращивание ранних овощей / В. Абрамова – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 288 с.
  3. Авадяева, Е.Н. Комнатные растения / Е.Н. Авадяева - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 256 с.
  4. Андреев, Ю.М. Овощеводство: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2002. – 256 с.
  5. Аутко, А.А. В мире овощей / А.А.Аутко. - Минск: УП ”Технопринт“, 2004.- 565 с.
  6. Аутко, А.А. Овощеводство / А.А.Аутко - М.: ”Колос“, 2002.
  7. Аутко, А.А. Современные технологии производства овощей в Беларуси / А.А. Аутко, Ю.М. Забара, М.Ф. Степуро [и др.]. - Минск: ”Типография ”Победа“, 2005. - 271 с.
  8. Аутко, А.А. Технология возделывания овощных культур / А.А. Аутко.- Минск: ООО Красико-Принт, 2001. - 280 с.
  9. Аутко, А.А. Овощеводство защищенного грунта / А.А. Аутко, Г.И. Гануш, Н.Н. Долбик. - Минск: ”ВЭВЭР“, 2006. - 310 с.
  10. Бабина, Н. 600 практических советов. Цветы в доме и на участке / Н. Бабина. - М.: ТИД Континент-Пресс, 2002. - 480 с.
  11. Барышникова, Т.К. Парники и теплицы. Строительство. Выращивание овощей / Т.К. Барышникова. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 224 с.
  12. Бердникова, О.В. Комнатные растения от А до Я / О.В. Бердникова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. - 320 с.
  13. Вертикальные грядки: сопки, грядки-рабатки / Авт.-сост. Б.И. Кищенко. - М.: Донецк. : АСТ: Сталкер, 2006. - 142 с.
  14. Выращивание рассады / Авт.-сост. В.П. Шепина. - М.; Донецк. : ООО Изд-во АСТ: Сталкер, 2004. - 125 с.
  15. Ганичкина, О. Советы садоводу. - 4-е изд., испр. и доп. / О. Ганичкина - М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. - 352 с.
  16. Гордиенко, М.В. Благоустройство участка / М.В. Гордиенко - М.: Изд. дом МСП, 2003. - 64 с.
  17. Дьякова, Т.Н. Декоративные деревья и кустарники. Новое в дизайне вашего сада / Т.Н. Дьякова - М.: Колос, 2001. - 360 с.
  18. Корнеев, Г.В. Растениеводство / Г.В. Корнеев и др. - М.: Колос, 1999.
  19. Косогорова, Э.А. Защита овощных культур и картофеля на приусадебных участках: Пособие-справ. для овощеводов-любителей / Э.А. Косогорова. - Тюмень. : Изд.-полиграф. центр ”Экспресс“, 2004. -134 с.
  20. Круг, Г. Овощеводство / Г. Круг. - М.: Колос, 2000. – 260 с.
  21. Литвинов, С.С. Огород и цветник. 230 ответов на вопросы огородников и цветоводов / С.С. Литвинов. - М.: Раритет, 2001. - 256 с.
  22. Лунина, Н.М. Декоративные растения для тенистых участков / Н.М. Лунина. - М.: Изд. Дом МСП, 2005. - 112 с.
  23. Мухин, В.Д. Овощеводство: Учебник / Под ред. Тараканова Г.И., Мухина В.Д. - М: Колос, 2002. – 472 c.
  24. Тараканов, Г.И. Овощеводство / Г.И. Тараканов, В.Д. Мухин, К.А. Шуин и др. Под ред. Г.И. Тараканова и В.Д. Мухина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 2002. – 472 с.
  25. Посыпанов, Г.С. Растениеводство / Г.С. Посыпанов, В.Е. Долгодворов, Г.В. Коренев и др. Под ред. Г.С. Посыпанова. - М.: Колос, 2007.
  26. Соколова, Т.А. Цветоводство для открытого грунта / Т.А. Соколова. - М.: МГУ Леса, 2004.
  27. Тигранян, Р.Э. Микроклимат в теплице / Р.Э. Тигранян. - М.: Изд. Дом МСП, 2001. - 64 с.
  28. Ткаченко, К.Г. Сад от снега до снега / К.Г. Ткаченко. - СПб. : Изд. дом Нева, 2004. -288 с.
  29. Фролова, Т.В. Цветоводство от А до Я / Т.В. Фролова. - Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2002. - 288 с.
  30. Энциклопедия комнатного цветоводства / Сост. Головкин Б.Н. - М.: Нар. творчество, 2001. -296 с.
  31. Энциклопедия огородника / Авт.-сост. Тимофеева С.Ф. - М. : АСТ-Пресс, 2001. – 720 с.
  32. Энциклопедия садовых растений: Книга цветоводам-любителям. - М.: АСТ, 2002. - 319 с.
  33.  Энциклопедия семян. Овощные культуры / Сост. Вишняков Г.И. [и др.]. - М.: Вече, 2000. - 576 с.
свернуть
поделиться в:
Ещё в этом разделе