Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Пуховичского райисполкома
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"ПЕРЕЖИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМ. А.Е.ГУРИНОВИЧА"
Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования в случае выявления сексуального насилия над ребенком, преступлений против половой неприкосновенности личности ребёнка
При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо:
— педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;
—руководителю учреждения образования — незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства, в отдел по образованию, для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;
-провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
-в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо: совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего.
Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно изъять ребенка из семьи.
— обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;
— при необходимости принять решение об изъятии ребенка из семьи;
— в течение трех рабочих дней с момента получения первичной информации письменно проинформировать управление образования Минского облисполкома, приложив следующие документы: акт обследования условий проживания несовершеннолетнего, информацию о семье, результаты проведенного социального расследования, копию выписки решения Совета профилактики, копию индивидуального плана либо решения об изъятии ребенка.
О половой неприкосновенности несовершеннолетних
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее - ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования.
Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.
Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.
Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.
Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.
Педагогическим работникам - в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:
их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.
Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются: неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего; отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:
информация, поступившая от ребенка;
информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего; информация, поступившая от работников учреждений образования; информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.
Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) по образованию, рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.
Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:
осуществляют изучение и анализ поступившей информации; в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.
Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.
1.1.Физические признаки
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.
1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка
1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении
1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки
1.5. Изменения самосознания ребенка
1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов
Помните: интересы ребенка выше всего остального!
2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования или в ином социальном учреждении
а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;
б) гарантии безопасности различным причастным лицам;
в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;
г) выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры;
д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся, и каким образом это сделать;
е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ узнали об этом);
ж) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.
Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.
2.2. Чего не стоит делать
2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:
Гораздо легче предотвратить сексуальное насилие в отношении вашего ребёнка, чем испытывать глубочайшее чувство вины за то, что не уберегли его.
Родители должны знать, что:
Защитить детей от сексуального насилия – одна из главных задач родителей.
Вот несколько правил для родителей, которые необходимо взять на вооружение.
Что должен знать и уметь ребенок:
- уметь не только отказывать незнакомому взрослому, если тот предлагает куда-то с ним пойти, но и привлекать внимание прохожих, если такая ситуация возникает;
- ребенок должен понимать, что его тело принадлежит только ему, и он имеет полное право сказать «нет» любому взрослому, отказать в прикосновении кому бы то ни было – другу, учителю, дяде, отчиму;
- ребенок должен быть уверен, что ему не угрожает наказание, осмеяние, что вы не будете его ругать, если он пожалуется на слишком навязчивое внимание друга семьи или нападение на улице по дороге из школы;
- внушите своему отпрыску, что он не виноват в том, что вызывает нездоровый интерес какого-то взрослого, что существуют способы избавиться от такого интереса (часто педофилы запугивают маленькую жертву или стыдят ее, но могут отступить, если встречают открытое сопротивление ребенка).
Запомните правило «три К», всегда знайте:
куда пошел ваш ребенок;
кто пошел с ним;
когда он должен вернуться.
свернутьОбъясните ребенку, что Вы хотите обсудить с ним тему безопасности, чтобы он знал, что делать, если окажется в сложной ситуации.
Объясните ребенку, что Вы хотите обсудить с ним тему безопасности, чтобы он знал, что делать, если окажется в сложной ситуации.
свернуть
Почему именно дети становятся жертвами преступлений? Потому что дети доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребенку. Поэтому, прежде чем что-то делать, Вашему ребенку нужно хорошо обдумать свои действия.
Избежать насилия можно.
Для этого надо лишь правильно оценить ситуацию и принять правильное решение.
Ваши дети должны доверять своим чувствам. Если вдруг у них появилось пусть даже маленькое сомнение в человеке, который находится рядом, или их что-то насторожило, то лучше отойти от него.
БУДЬ ВСЕГДА НАЧЕКУ!!!
Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.
Для этого нужно навсегда усвоить «Правила четырех НЕ»:
А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?
Все равно скажи – НЕТ!
Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали об этом, и ни в коем случае никуда не провожать.
В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:
Ненужные разговоры с посторонними.
Очень часто преступники пользуются доверчивостью детей. Предлагают подвезти до дома или посмотреть животное, поиграть в любимую игру. Соглашаться на это нельзя ни в коем случае.
Объясните ребенку, что преступник не всегда имеет страшное лицо. Любой маньяк умеет превращаться и на время становиться добрым и милым дядей.
Поэтому наш совет: на все уговоры пойти куда-то, чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «НЕТ!», даже если очень интересно. А придя домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.
Но как быть, если взрослый очень настойчив?
Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»
Это очень опасно! От такого человека надо бежать, сломя голову. И, придя домой, обязательно рассказать об этом родителям.
Итак, вот что нужно знать, чтобы не стать жертвой:
ГДЕ ПРЕСТУПНИКИ ПОДЖИДАЮТ СВОИХ ЖЕРТВ?
В ЛИФТЕ!
А если все-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:
В ПОДЪЕЗДЕ!
В ЧУЖОЙ МАШИНЕ!
Машина – это не только средство передвижения, она также может стать орудием преступника. Надо четко осознавать, что садиться в чужую машину нельзя, даже если за рулем или в салоне сидит женщина. Чтобы не стать жертвой, оказавшись в чужом автомобиле, надо выполнять «Правила поведения в автомобиле»:
НА УЛИЦЕ!
На улице даже днем детей подстерегает множество опасностей. Вот что надо делать, если к тебе пристает незнакомец:
Правила поведения на улице:
Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений на несовершеннолетних девушек совершается не примитивными незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не в темной аллее парка или неосвещенном подъезде, а дома у жертвы или в гостях.
Отправляясь в гости к малознакомому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующие правила поведения:
Но насилие грозит не только девочкам-подросткам. Всем следует знать Правила поведения в своём доме:
Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!!!
Каждый ребёнок должен понять, что по серьёзному делу взрослые будут разговаривать только с родителями. Если с почты принесли телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, значит, это могут сделать только взрослые. Зачем же тогда отворять дверь? Ребенок должен просто сказать, чтобы пришли в тот час, когда дома будут взрослые. То же самое касается и электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у соседей, которых давно знаете.
Но ещё хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар. Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома. Дети обычно скрывают эти страшные факты, потому что подсознательно считают себя виновными в происходящем и боятся презрения окружающих. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся. Именно поэтому такие прецеденты могут повторяться неоднократно.
Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье?
Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом!
Любой ребёнок может обратиться в милицию. По закону дело об изнасиловании или насильственных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетней может быть возбуждено и без подачи заявления. Если по каким-то причинам у несовершеннолетнего нет возможности пойти в милицию, надо обратиться к маме, другим родственникам, учителям. Или позвонить по телефону доверия.
Конечно, сделать это трудно, но всё-таки нужно!
Это важно помнить родителям!
И главное:
Не оставляйте детей без присмотра, не передоверяйте их посторонним и малознакомым лицам, но если беду не удалось предотвратить НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО обращайтесь в правоохранительные органы!
свернуть
📌С 17 апреля в Минском облисполкоме заработает горячая телефонная линия "Мы в ответе за наших детей"
❗️Насилие в отношении детей не приемлемо!
Поэтому, если вам стали известны факты домашнего насилия в отношении несовершеннолетних детей, то вы можете позвонить на горячую линию:
☎️8(017) 500 42 66
Звонки будут приниматься ежедневно
⌛️с 8.00 до 18.00
Позвонить можно и на условиях анонимности.
✅Стоит напомнить, что в белорусском законодательстве предусмотрены действенные способы реагирования на уже совершившийся факт насилия.
свернутьРассказываем, что такое ЧВК «Редан» и почему его нужно опасаться.
В Беларуси появилась новая субкультура?
До Беларуси дошла новая молодежная субкультура с названием «ЧВК Редан». Ее участники вдохновились мангой и аниме (японские комиксы и мультфильмы) и носят черные волосы и клетчатые штаны, на их одежде изображен паук с цифрой 4. Участники – преимущественно подростки от 15 лет.
Насколько опасно участие в «ЧВК Редан»?
«Редан» выступает против фанатов, скинхедов и мигрантов. Участники находят цель и устраивают массовые драки в торговых центрах.
Одновременно как по сигналу произошли массовые драки в регионах России и Украины. Расчет на то, что эта возрастная группа пубертатная, значит, рискуют и самоутверждаются вне семьи: неокрепшая психика, еще не получившие образования, без определённых занятий.
Кто-то за этим стоит?
Не секрет, что в интернет-сообществах работают психологи, обрабатывают молодежь, и они возникают в нужный час в означенном месте толпой. Таким образом, многие годы дети и подростки вовлекаются в инфо-воронку ярой пропаганды прозападной идеологии.
Что делать родителям?
Не следует пускать на самотек, но и принятие резких мер довольно опасно. Крайне важно создать обстановку доверия и выяснить у подростка, чем субкультура занимается. Иногда не требуется серьезных мер, а внешний вид ребенка – простое подражание внешнему виду участников группы и интерес к аниме. Также нужно ограничить пользование интернетом, общение с участниками опасного сообщества и держать перемещения ребенка под постоянным контролем.
Официальный комментарий
После попытки собраться в Гомеле, внимание на данную субкультуру обратила и милиция. Так, МВД предупредило (https://t.me/guBAZA/230), что лица до 16-ти лет получат предупреждения и будут поставлены на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.
Лица старше 16-ти лет, которые намеревались участвовать в деструктивных действиях с соответствующей символикой и атрибутикой, будут привлечены к административной ответственности за участие в незаконных массовых мероприятиях.
свернутьТак, по итогам 2022 года в сравнении с аналогичным периодом 2021 года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возросло на 12,7%.
В основном рост произошел за счет значительного количества действий, связанных со сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
В настоящее время в местах лишения свободы отбывает наказание 383 лица за совершение наркопреступлений, которые до осуждения являлись несовершеннолетними (202 (52,7%) - учащимися профессионально-технического и среднего специального, 138 (36,0%) - учреждений общего среднего образования, 43 (11,2%) - высшего).
Наркомагазины предлагают не только с виду хорошо оплачиваемую работу, не требующую больших физических и временных затрат, но и связанную с использованием привычных гаджетов и Интернета, дающих ложное чувство безопасности и застрахованности от задержания и привлечения к ответственности.
свернутьНаходясь на улице с ребёнком, взрослым следует крепко держать его за руку. "Учите ребёнка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребёнка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части. Приучите ребёнка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрёстках", - рассказали в ГАИ.
При переходе проезжей части дороги следует остановиться и осмотреться по сторонам. "Учите ребёнка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт. Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребёнка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность - движущийся на большой скорости автомобиль или мотоцикл. Не выходите с ребёнком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части, - дополнили в ГАИ. - Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребёнок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта. Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребёнку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Помните, что ребёнок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт".
информация по материалам БЕЛТА
свернутьПАМЯТКА
для родителей по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:
Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:
Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.
Нельзя садиться в чужую машину.
Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.
Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
Во всех областях республики и в г.Минске создана и функционирует служба «Экстренной психологической помощи по «Телефонам доверия».
Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.
Номера телефонов службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь
Брестская область: г. Брест 80162 255727 (круглосуточно)
Витебская область: г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно)
Гомельская область: г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно)
Гродненская область: 80152 39-83-31 (круглосуточно), 80152 39-83-28 (круглосуточно)
Могилевская область: г. Могилев 80222 71- 11-61 (круглосуточно)
г. Минск: для взрослых 8017 3524444 (круглосуточно), 8017 3044370 (круглосуточно)
для детей 8017 2630303 (круглосуточно), 8-801-100-1611 (круглосуточно) Республиканская «Детская телефонная линия»
Минская область: 8017 270-24-01 круглосуточно, 8029 899-04-01 круглосуточно
Сексологическую помощь в системе здравоохранения республики осуществляют учреждения, связанные с охраной психического здоровья. Помощь оказывает врач-психиатр—нарколог или врач-психотерапевт, прошедший повышение квалификации по сексологии.
свернуть