Учителю-предметнику

В помощь учителю:

Республиканский мониторинг качества образования

Научно-методическое обеспечение

В помощь педагогу  для сдачи квалификационного экзамена:

Квалификационный экзамен (аттестация педагогических работников)

В помощь педагогу для организации повышения квалификации:

Повышение квалификации МОИРО

Повышение квалификации АПО

WEB-НАВИГАТОР

На сайте Минского областного института развития образования размещен обновленный web-навигатор «Электронные научно-образовательные ресурсы открытого доступа» (https://drive.google.com/file/d/1b6L3Jx_AIydg4yD3j6FL0VhgSavHs3QK/view).
развернуть


Данный информационный продукт предлагает обширный обзор научно-образовательных ресурсов открытого удаленного доступа среди которых информационные порталы и сайты образовательной направленности, электронные библиографические ресурсы, электронные библиотеки, институциональные репозитории, научные издательства, электронные журналы открытого доступа, социальные медиа для ученых и исследователей.
Web-навигатор будет полезен в работе педагогам и специалистам образования.

свернуть

Изучение чтения и понимания текста на белорусском языке (IV класс)

развернуть

Справка по входу в автоматизированную систему

Инструкция пользователя (роль Школьный координатор)

Инструкция пользователя (роль Внешний наблюдатель)

Инструкция пользователя (роль Районная предметная комиссия)

Инструкция пользователя (роль Областная предметная комиссия)

Дэманстрацыйны варыянт работы па вывучэнні чытання і разумення тэксту  (IV клас, 2022/2023 навучальны год),  навукова-папулярны текст     

Дэманстрацыйны варыянт работы па вывучэнні чытання і разумення тэксту  (IV клас, 2022/2023 навучальны год),  мастацкі текст

Інструкцыя на чытанне тэксту і выкананне заданняў

График работы с автоматизированными системами ГИАЦ специалистов, задействованных в проведении РКР (проверке работ учащихся) по направлениям

График проведения анкетирования участников РКР в феврале 2023 года

Мероприятия по подготовке и проведению изучения уровня образовательных результатов учащихся по учебным предметам в 2022/2023 учебном году

свернуть

Требования к современному уроку

развернуть

 Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. 

     "Если желаете построить корабль, то не созывайте барабанным боем людей собирать древесину, не распределяйте между ними работу и не отдавайте приказы. Вместо всего этого научите их тосковать по бескрайнему морскому простору"  (Антуан де Сент-Экзюпери).

     Цель: Обосновать использование модели. Рассмотреть теоретическую основу урока.

     Задачи:
• Рассмотреть психологию и педагогику по данной проблеме
• Проанализировать современный урок
• Раскрыть понятие качественного образования
• Описать модель урока
• Рассмотреть методики обучений

Требования к современному уроку:
- четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.

     Психологические требования к уроку:
- проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
- учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
- предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

     Стиль урока:
1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
- определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
2. Особенности самоорганизации учителя:
- подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт (случаи проявления);
- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

     Организация познавательной деятельности учащихся:
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
- использование установок в форме убеждения, внушения;
- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
- опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, - усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
3. Закрепление результатов работы:
- формирование навыков путем упражнений;
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

     Организованность учащихся:
- отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
- возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

     Учет возрастных особенностей учащихся:
- планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
- проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
- дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

    Гигиенические требования к уроку:
- температурный режим;
- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
- освещение;
- предупреждение утомления и переутомления;
- чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
- своевременное и качественное проведение физкультминуток;
- соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
- соответствие классной мебели росту школьника.

     Требования к технике проведения урока:
- урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
- темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
- необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
- доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
- по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
- обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы.

свернуть

Структурный анализ урока

развернуть

1. Организационный момент.
Дидактическая задача: - подготовить учащихся к работе на уроке.
Показатели выполнения: кратковременность, полная готовность класса, организация внимания.

     2. Этап проверки домашнего задания.
Дидактические задачи:
   - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися;
   - устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки.
Условия постижения положительных результатов: оперативность в работе учителя, целевая направленность его деятельности, использование системы приёмов, позволяющих определить выполнение задания у большинства учащихся.
Показатели выполнения: возможность учителя за короткий срок (5-7 минут) установить уровень знаний большинства учащихся и типичные недостатки.

     3. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала.
Дидактическая задача: - актуализировать опорные знания, мотивацию учебной деятельности (сообщение темы, цели, задачи, постановка проблемы).
Условия достижения: чёткая постановка целей урока, осознание учащимися значимости и актуальности нового материала.
Показатели выполнения: активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах, эффективность восприятия и осмысливания нового материала.

    4. Этап усвоения новых знаний.
Дидактические задачи:
   - дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах;
   - добиться восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися новых способов действия.
Условия достижения:
   - использование приёмов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого понятия; полное и точное определение отличительных признаков объектов, явлений;
   - запись в тетрадях опорных знаний, алгоритмов действия;
   - использование наглядности;
   - самостоятельная работа с учебником;
   - использование приёмов анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
   - постановка перед учащимися проблемных задач и вопросов;
   - актуализация опорных знаний учащихся.
Показатели выполнения: правильность ответов учащихся в ходе беседы, отсутствие ошибок в самостоятельной работе.

     5. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Дидактическая задача: - установить степень усвоения учащимися связей между фактами, содержания новых понятий, закономерностей.
Условия достижения цели: постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся, создание нестандартных ситуаций при использовании знаний, оперативный контроль знаний для выяснения пробелов в понимании нового материала.
Показатели выполнения: понимание учащимися содержания новых знаний, выявление и устранение пробелов.

     6. Этап закрепления.
Дидактические задачи:
   - закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы;
   - учить применять знания в стандартной и нестандартной ситуациях.
Показатели выполнения: умение учащихся сопоставлять факты, понятия, воспроизводить основные знания по изученному материалу, выделять существенные признаки, конкретизировать их. Активность учащихся при выполнении заданий.

     7. Домашнее задание: инструктаж по выполнению домашнего задания даётся в границах урока.

     8. Контроль и самоконтроль знаний. Подведение итогов работы.
Дидактическая задача: - проверить усвоение учащимися нового материала, выявить пробелы в знаниях, выяснить причины их появления.
Условия постижения цели: использование эффективных приемов оперативной проверки знаний, умение учитывать реальные возможности и типичные затруднения учащихся.
Показатели выполнения: глубина анализа и эффективность контроля.

свернуть

Педагогические рекомендации учителям-предметникам по подготовке учащихся к предметным олимпиадам

развернуть

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в своей работе необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая его склонности

(гуманитарные, математические, естественно-научные; музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка;

  • определить темы консультаций по наиболее сложным  вопросам;
  • выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.)

за определенные промежутки времени.

Ребенку необходимо предоставить:

- основные вопросы;

- понятия и термины, которые он должен усвоить;

- практические материалы для работы;

- список необходимой литературы;

- формы контроля;

- задания для самоподготовки.

Для анализа результатов работы оформить индивидуальный план работы с одаренным учащимся с указанием:

- учебного предмета;

- даты и времени консультаций;

- главные рассматриваемые вопросы;

- время работы с темой по программе;

- дополнительные вопросы, не предусмотренные программой.

Учителю необходимо:

- быть доброжелательным и чутким;

- учитывать психологические особенности ребенка;

- поощрять его творческое и продуктивное мышление;

- стремиться к глубокой проработке выбранной темы;

- установить связь педагог-ученик-родитель;

- стать другом для учащегося, чтобы возникло доверие к педагогу.

свернуть

Научная организация педагогического труда

развернуть

Высококвалифицированного педагога характеризует умение работать методологически обоснованно, рационально, системно, постоянно совершенствуя используемые приемы и методы для максимального использования я и развития возможностей педагогического процесса целом на этих принципах основывается научная организация педагогического труда.

Научная организация педагогического труда (НОПП) - система научно обоснованных мероприятий, направленных на совершенствование педагогического труда и его условий, обеспечение максимальной эффективности обучения и вых сокрытия за рационального использования времени, сил, средств педагога и ученики.

НОПП охватывает такие проблемы, как экономия, рациональное использование времени, создание и рациональное использование благоприятных условий труда и отдыха, максимальное забота о здоровье и всестороннее решение виток всех участников трудового процесса Общий смысл ее образуют НОТ педагога, НОТ учащихся, научная организация труда педагогического коллектива школы.

Важными элементами научной организации труда учителя является организация времени, методика работы с книгой, техника фиксации и обработки информации, методика отбора и хранения готовой информации учителей ль должен уметь правильно рассчитывать, распределять время, избегать формальных мероприятий, стараться сочетать различные виды деятельности (проверку тетрадей и слушания интересной передачи), использовать рациональные методы выполнения запланированного, кооперироваться с другими учителями (проведение классных часов в параллельных классах) тощо.

 

Поскольку ему приходится работать с многими литературными источниками, он должен владеть различными видами чтения: предварительное чтение - в процессе чтения обозначают все незнакомые, иноязычные слова, научные и термины и понятия, чтобы после можно было выяснить их значение по словарю или справочнику; сквозное чтение - внимательное считывания всего материала, применяемого при необходимости охватить весь сми в раздела, статьи, книги; выборочное чтение - отбор материала для чтения с целью его углубленного изучения; повторное чтение - предусматривает возвращение к важному или не вполне понятного текста; аналитическое чтение (чтение с проработкой материала) - критический анализ содержания с целью глубокого его изучения, конспектирования существенного; партитурное чтения - динамическое, быстрое чтение, имеющий мет и оперативное ознакомление с книгой (за 1,5-2 ч прочитывают до 200-300 страниц) смешанное чтения - применение различных видов чтения в зависимости от содержания материала, целей и задач его изучения.

Учитель может сэкономить свое время и энергию не только за счет рационального чтения, но и умение делать необходимые заметки: план, тезисы, конспект, аннотацию, реферат, рецензию, цитату. Собранную информацию полезно записывать на отдельных карточках, что позволяет систематизировать ее в соответствии с тем уроков или воспитательных задач.

В научной организации труда учащихся важную роль играют режим дня, рабочее место, техника организации личного труда, планирование, учет и контроль Они овладевают ее они в процессе изучения НОТ как особого учебного предмета, в результате попытки подражать культуру труда педагога и организации своей деятельности на принципах НОТ Ученикам целесообразно предлагать памятки-алгоритмы для выполнения р из них в видов учебной деятельности. Например, для выполнения домашнего задания они могут воспользоваться такими советами:

- на подготовительном этапе работы ("Приступай к работе!"): Наведи порядок на рабочем месте, достань все необходимое для занятий, установить последовательность работы, регламентирующие работу во времени;

- на исполнительном этапе работы (\"Действуй решительно!\"): Осознай содержание каждого задания, вспомни советы учителя, не отвлекайся, следи за своими действиями, соблюдай режима труда и отдыха;

- на завершающем этапе работы (\"подбитый итоги\"): проверь качество и полноту выполненного задания, доработаем все, что необходимо, учти на будущее успехи и ошибки, сделай выводы

Для выполнения задач, предполагающих работу над ошибками, учащимся предлагают такую памятку:

1) осознай, на какое правило допущена тобой ошибка;

2) повтори правило и напиши объяснения;

3) придумай и напиши несколько примеров на это правило;

4) проверь, нет ошибки;

5) попроси кого-то из родителей или товарищей проверить написанное;

6) если сомневаешься в правильности написанного, проконсультируйся у учителя

 

Научная организация труда педагогического коллектива предусматривает организацию творческих поисков учителей, распространение их опыта, воплощение достижений педагогической науки в школьную практику, создание условий для развития способностей и талантов, выявления одаренных детей, совершенствование планирования всех направлений деятельности школы, учета и контроля, организация взаимодействия школы с семьей и общественными организациям.

Каждое направление научной организации труда невозможен без реализации определенной системы мер. Например, организация творческого труда педагогического коллектива может включать выбор темы, определение цели и задач, подготовку учителей к коллективной творческой работы, распределение темы на отдельные вопросы для творческого их обработки группами и отдельными педагогами и проектирование необходимого опыта (разработка программы исследования); организации целенаправленной самообразования учителей и коллективных форм их работы согласно выбранной темы; организацию систематической конкретной помощи педагогам в их работе на д темами со стороны ученых-консультантов; обобщение результатов творческого труда педагогического коллектива на основе опыта отдельных учителей.

 

Вопросы:

1 Какие особенности присущи передовом педагогическом опыта?

2 Сделайте сравнительный анализ новаторского и образцового педагогического опыта.

3 Раскройте методику изучения и обобщения передового педагогического опыта.

4 Охарактеризуйте методику воплощения передового педагогического опыта в школьную практику.

5 На примерах авторских школ раскройте методику воплощения достижений педагогической науки в школьную практику.

6 Изучите и опишите опыт известного вам передового учителя по специальности или классного руководителя.

7 Охарактеризуйте основные компоненты научной организации педагогического труда.

свернуть

Образовательные сайты Республики Беларусь

развернуть

http://am.zoomby.org/node/2 - Alma Mater – образование: образование в Белоруссии, образование в мире, образование и бизнес, наращивание интеллекта

http://www.obrazonie.by/education/pre_pub.html - образование by

http://slovo.ws/catalog/17.html - слово

http://www.imu.metolit.by/ru/taxonomy_menu/14/982 - информационно-маркетинговый узел Министерства образования Республики Беларусь

http://ppt.3dn.ru – коллекция презентаций Power Point

www.minedu.unibel.by – Министерство образования

http://ripo.unibel.by – республиканский институт профессионального образования

http://audit-by.narod.ru – образование в Белоруссии

http://pravo.by – Национальный правовой портал Республики Беларусь

www.RLST.ORG.BY – Республиканская научно-техническая библиотека

http://adu.by – образовательный портал Национального института образования

http://www.school-city.by/ - образовательный сайт

http://pedagog.bn.by/home.html - педагогам Беларуси

http://nastaunik.info/ - настаўнік

http://www.trizway.com/art/primary/ - лаборатория образовательных технологий

http://tvoi-mir.unibel.by/ – сайт методической поддержки развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся «Твой мир»

http://ris.unibel.by/ - республиканский информационный узел по вопросам образования

http://www.p-shkola.by/ru/psh?art_id=57 – издательство «Пачатковая школа»

http://www.deti.by/map.html - начальные школы

http://www.trizminsk.org – Гин А. А. Приёмы педагогической техники

свернуть
поделиться в: