С каждым годом возрастает значимость воспитательного компонента системы образования. Новое время требует от нас понимания воспитания как главного условия динамичного развития и расцвета общества. Именно поэтому семья и школа являются базисным компонентом воспитания как главного условия динамичного развития и формирования личности новой формации.
Общение педагогов с родителями всегда было и остаётся актуальным, так как семья и учреждение образования – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой.
Но зачастую в обществе можно услышать следующее разграничение задач: семье принадлежит воспитание, школе — обучение. Такое мнение крайне ошибочно. Образование состоит из воспитания и обучения, и составляющие этого процесса трудно разграничить на практике.
Достижению общей цели способствует комплексный подход в решении частных педагогических задач: формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы, формирование психолого-педагогической культуры, как родителей, так и педагогов; формирование у педагогов понимания значимости сотрудничества с семьей, своей роли в формировании гуманных отношений между родителями и детьми, освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Пример родителей, их личные качества и модель поведения во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Создание данного проекта вызвано насущной необходимостью. В современном обществе большинство детей испытывают дефицит духовного общения с родителями, которые больше заняты организацией быта и карьерой, а духовно – эмоциональное общение в семье уходит на второй план. Усилению тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка способствует ряд объективных и субъективных причин, а зачастую родители просто не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и действуют в вопросах воспитания интуитивно. В сложившихся условиях особую актуальность приобретает тщательно спланированная работа с родителями несовершеннолетних, предполагающая психолого-педагогическое просвещение, создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного и учебного процесса путем создания единого образовательного пространства: педагоги-родители-дети. В связи с этим возникает вопрос о поиске эффективных форм взаимодействия образовательного учреждения с семьей. Необходимы новые, современные, нетрадиционные формы для сближения детей, родителей и педагогов. Все острее встает задача общественного признания необходимости содержательной квалифицированной помощи родителям просветительского, образовательного и консультационного характера. Актуальной становится создание такой системы родительского просвещения и образования, которая обеспечивала бы способность родителей самостоятельно строить свою стратегию воспитания, при этом четко понимая ее цели, представляя способы реализации этих целей, возможные последствия принимаемых в отношении своих детей решений.
ПОЛОЖЕНИЕ
о «Родительском университете»
государственного учреждения образования
«Пережирская средняя школа им. А.Е. Гуриновича»
1.Общие положения
1.1. «Родительский университет» является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.
1.2. «Родительский университет» создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Пережирская средняя школа им. А.Е. Гуриновича».
1.3. Работа «Родительского университета» строится в соответствии с данным Положением.
1.4. В работе «Родительского университета» на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.
- Цель и задачи «Родительского университета»
2.1. Целью Родительского университета является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей.
2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:
- формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;
- расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
- формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;
- овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;
- развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;
- актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.
- Организационная структура «Родительского университета»
3.1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:
- для родителей учащихся I-IV классов – «Мой ребёнок – младший школьник»;
- для родителей учащихся V-IX классов – «Мой ребёнок – подросток»;
- для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребёнок – старшеклассник».
3.2. Содержание работы «Родительского университета» формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.
3.3. В рамках «Родительского университета» могут использоваться следующие формы работы:
- прямые:
лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;
- дистанционные:
вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.
- Ожидаемые результаты
4.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;
4.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.
4.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.