- это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки.
Положение о представительном органе ученического самоуправления
1. Общие положения
Ученическое самоуправление действует на основании действующего законодательства, Устава школы и положения.
Ученический совет является выборным органом ученического самоуправления школы.
2. Цели и задачи
Целью деятельности ученического самоуправления является реализация права обучающихся на участие в управлении учреждением образования (часть 1.20 статьи 31 кодекса Республики Беларусь об образовании).
Задачами деятельности ученического самоуправления являются:
- Представление интересов учащихся в процессе управления школой.
- Поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной жизни.
- Защита прав учащихся.
3. Функции ученического самоуправления
Ученическое самоуправление:
- выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
- содействует реализации инициатив учащихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создает условия для их реализации;
- содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся.
Права и обязанности членов ученическое самоуправления:
- проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые;
- размещать на территории школы информацию в отведенных для этого места (на стенде ученического совета) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях;
- направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы;
- знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения;
- получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы;
- представлять интересы учеников в администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы;
- проводить встречи с директором школы и другими представителями администрации;
- проводить среди учащихся опросы и референдумы;
- организовывать работу общественных приемных ученического актива, сбор предложений учащихся, проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых школьниками проблем перед администрацией школы, другими органами и организациями;
- принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, администрацию школы и другие органы о принятых решениях;
- пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученического совета;
- вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса школы;
- вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании учащихся, а при рассмотрении администрацией школы вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к учащимся давать заключение о целесообразности его применения;
- направлять представителей ученического актива на заседания органов управления школой, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся;
- использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией;
- участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;
- осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы.
4. Функции ученического совета:
- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
- решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
- формирует органы самоуправления в школе;
- вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
- рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
- заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов самоуправления;
- рассматривает и принимает стратегические управленческие решения, определяющие жизнедеятельность коллектива учащихся на следующий учебный год (сферы деятельности ученического самоуправления, формы и содержание).
5.Содержание работы:
5.1. Содержание работы сектора труда:
его члены организуют и контролируют уборку классных помещений, мастерских, физкультурного зала и других помещений. Следят за работой по уходу за растениями школы, занимаются организацией работы на пришкольном участке. Принимают участие в организации общественно-полезного труда, в планировании и проведении месячников по благоустройству школьной и прилегающей территории. Проводят разъяснительную работу среди учащихся о необходимости бережного отношения к классному оборудованию, наглядным пособиям, книгам, спортивному и туристическому инвентарю.
5.2.Содержание работы учебного сектора:
члены сектора активно сотрудничают с педагогами, оказывают помощь в организации предметных недель, проведении внутришкольных предметных олимпиад, конкурсов, викторин. Организуют взаимопомощь в учебе. Ведут учет успеваемости учащихся. Контролируют посещение уроков, ведение дневников, тетрадей. Привлекают учащихся к занятиям в предметных кружках и познавательных клубах.
5.3.Содержание работы спортивного сектора:
вовлечение учащихся в работу спортивных секций, детско-юношеских спортивных клубов. Включение учащихся в активную физическую деятельность, которая направлена на физическое и духовное совершенствование. Формирование здорового образа жизни. Привлечение подростков к оборудованию спортивных и детских площадок, организации подвижных перемен. Организация проведения кроссов, спартакиад, соревнований по различным видам спорта.
5.4.Содержание работы сектора санитарно-гигиенической работы:
сектор систематически проводит осмотр школы с целью выявления недостатков в санитарном состоянии здания и принимает меры к их устранению, ежедневный контроль работы школьной столовой и кафе. Проводит рейды чистоты, проверяет состояние внешнего вида учащихся, наличие делового стиля одежды и сменной обуви. Члены комиссии воспитывают у учащихся понимание вреда алкоголя, табака, наркотиков для физического развития ребенка. Проводят профилактическую работу по проблеме.
5.5.Содержание работы сектора дисциплины и порядка:
члены сектора занимаются организацией дежурства по школе. Формируют группы патрулей охраны общественного порядка при проведении дискотек, культпоходов и других мероприятий. На своих заседаниях рассматривают причины пропусков и опозданий на уроки. Определяют меры наказания и представлением их для утверждения администрации школы.
5.6.Содержание работы сектора культурно-массовой работы:
его члены занимаются изучением мнения школьников и их интересов, планируют культурно-массовую работу, занимаются организацией и проведением школьных мероприятий, акция и т.п.
Количество секторов ученического совета может варьироваться в зависимости от потребности в их наличии в учреждении образования.
6. Взаимодействие ученического совета и классных коллективов:
- взаимодействие ученического совета с классными коллективами осуществляется через лидеров классов и председателей секторов;
- классные собрания – коллективный орган ученического самоуправления в классе – проводятся не реже одного раза в месяц;
- классное собрание принимает решения по вопросам деятельности классного коллектива, заслушивает информацию о решениях ученического совета, намечает конкретные меры по выполнению этих решений.
7. Заключительные положения.
- Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения (утверждается директором школы);
- Изменения в настоящее положение вносятся решением ученического совета.
Основные принципы ученического самоуправления:
- Добровольность
- Демократичность
- Гуманистический принцип
- Социальный принцип
- Творчество
- Самостоятельность